"Светить всегда, светить везде..."
Культура6 июля свой юбилей отметит главный художник по свету Липецкого академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Галина Салищева. Более 30 лет она отдала этому театру. Корреспондент ИА vRossii.ru встретился с именинницей, которая поведала ему тайны своей профессии.
- Галина Борисовна, Вы впервые пришли в театр, словами Александра Пушкина, "ровно тридцать лет и три года" назад. Скажите, какие театральные события за эти годы оставили в вашей душе самые яркие воспоминания?- Могу сказать однозначно: мне по жизни повезло с театром. Я работала с очень большими мастерами. Во многом, благодаря Владимиру Михайловичу Пахомову.
Он смог привлечь к сотрудничеству с театром таких театральных художников, как одессит Леонид Россоха, который был автором сценографии "Чайки" А. Чехова в постановке В. Пахомова. Когда перед началом спектакля открывался занавес, зрители, потрясенные необычной декорацией, аплодировали сценографу. Согласитесь, что такого признания театральные художники удостаиваются крайне редко.
Мне довелось работать и с легендарным художником – Давидом Боровским в спектаклях "А поутру они проснулись" В.М. Шукшина в постановке Иосифа Райхельгауза и "Вечно живые" В. Розова в постановке В. Пахомова. Также более двадцати лет мне посчастливилось сотрудничать с еще одним большим мастером – Владимиром Макушенко, очень интеллигентным известным московским художником, замечательным стилистом, автором-сценографом большей части нашего театрального репертуара с конца 70-х и почти по настоящее время.
У нынешнего главного режиссера театра Сергея Бобровского тоже есть свое творческое видение спектакля, индивидуальная стилистика и эстетика. В этом плане очень показательна его "Дюймовочка".
- В настоящее время Вы не только возглавляете одну из важнейших в творческом плане служб театра, но и часто являетесь художником по свету. Какие спектакли Вы считаете наиболее удачными в световом решении?
- Об идущем репертуаре говорить считаю не совсем скромно, но из всех спектаклей, представленных на Липецкой сцене, на мой взгляд, самым успешным в световом решении была Пахомовская "Чайка" А.П. Чехова. А еще был гастрольный спектакль московского режиссера, артиста и художника Сергея Виноградова "Коллекционер". В нем, как говорится, "всё срослось": очень интересно была выстроена сценография, рационально и без излишеств поставлен свет. И было полное соединение работы артистов в спектакле с его световым и музыкальным решением.
Должна заметить, что только недавно во многих наших театральных фестивалях, в частности, в "Золотой Маске" введены номинации – "Художник по свету".
Раньше свет в театре рассматривался как вспомогательное средство при постановке спектакля. Сейчас же нередко свет при постановке берет на себя чуть ли не лидирующую роль в создании атмосферы спектакля, в определении его стилистики и формы. И часто перед художником по свету стоит задача – не допустить излишеств и не перегрузить спектакль светом.
- О чем Вы мечтаете, как мастер по свету?
- Я мечтаю об одном, чтобы наконец наш театр приобрел световую аппаратуру, достойную его статуса академического театра и его художественных достижений за почти девяностолетнюю историю. Потому что именно сегодня с приходом нового главного режиссера и художника с их максималистскими художественными запросами просто катастрофически ощущается нехватка современной светотехники и энергетических возможностей.
- Галина Борисовна, что бы Вы пожелали театральным зрителям?
- Пусть, несмотря на все жизненные катаклизмы, у наших зрителей будет всегда возможность приходить на все постановки академического театра. А мы постараемся не разочаровать наших поклонников в их ожиданиях.
Коллектив Липецкого академического театра драмы имени Л. Толстого желает главному художнику по свету Галине Салищевой и дальше, в соавторстве с другими творческими работниками театра, радовать липчан прекрасными спектаклями, создающими хорошее настроение людям, а также крепкого здоровья, творческих удач и семейного благополучия!