О реализации молочных продуктов
Здоровье12 июня 2008 года был принят Федеральный закон Российской Феде-рации "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" N 88-ФЗ . Целью принятия указанного документа были: защита жизни и здоровья граждан, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции.
Требования к реализации молока и продуктов его переработки устанавливает статья 17 Технического регламента, согласно которой реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и ТР.
При передаче изготовителем или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцу продуктов переработки молока ему одновременно должны быть переданы копии документов, подтверждающих соответствие этих продуктов требованиям ТР. Подтверждение соответствия питьевого молока и продуктов его переработки требованиям Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия либо в форме обязательной сертификации.
До реализации продуктов переработки молока продавец обязан проверить наличие предусмотренной настоящим Федеральным законом информации об этих продуктах и соответствие такой информации документам изготовителя. Информация для потребителей должна быть нанесена на каждую единицу потребительской упаковки, групповой упаковки молока, молочной продукции, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой продукции.
Документы изготовителя должны обеспечивать возможность прослеживаемости товарной цепи от изготовителя до розничной реализации пищевых продуктов.
Частью 2 статьи 37 Технического регламента закреплено, что при невозможности размещения всего объема необходимой информации на этикетке часть информации, за исключением наименования изготовителя, наименования продукта переработки молока, значения массы нетто или объема, состава, пищевой ценности, даты производства, срока годности или хранения, условий хранения такого продукта, наименования документа, в соответствии с которым произведен такой продукт, и знака соответствия, может быть размещена на листке-вкладыше.
Таким образом, на листке вкладыше может содержаться информация о массовой доле жира в процентах, массовой доле молочного жира в процентах в жировой фазе (для молокосодержащих продуктов), месте нахождении изготовителя (адрес, в том числе страна и/или/ место нахождения таких продуктов), способах и условиях употребления молочной продукции; о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия более чем 0,9%; товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака).
При реализации продуктов переработки молока, часть информации о которых размещается на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке указанных продуктов, продавец обязан довести такую информацию до потребителей.
В целях недопущения какой-либо разбалансированности или дестабилизации в снабжении населения соответствующими продуктами питания, которая может быть обусловлена объективными издержками, сопровождающими начальный период практического внедрения ТР, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Росптребнадзор) обращает внимание, что действия хозяйствующих субъектов, реализующих молоко и продукты его переработки, будут квалифицироваться как вводящие в заблуждение потребителя, только в том случае если ими не обеспечивается в принципе соблюдение положений законодательства.
В соответствии с положениями статей 8 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, соответствующую требованиям к ее содержанию и способам предоставления, установленным законом и (или) иными правовыми актами. При этом информация о товаре в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договора купли-продажи. С учетом этих положений, вплоть до особого распоряжения, Роспотребнадзор считает возможным использование различных способов информирования граждан о молоке и молочной продукции в местах их продажи.
Хранение продуктов переработки молока у продавца и их реализация должны осуществляться при соблюдении условий, установленных изготовителем. Не допускается реализация продуктов переработки молока продавцом, не имеющим возможности для обеспечения установленных изготовителем условий хранения этих продуктов. Продавец продуктов переработки молока не имеет права устанавливать срок их реализации, превышающий срок годности, установленный изготовителем. Не допускается реализация продуктов переработки молока с истекшим сроком годности.
Молоко и молочная продукция, выпущенные после 17 декабря 2008 года в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном данным Законом. Таким образом, не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции, выпущенной в обращение с 17 декабря 2008 года, без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ТР.
Аналогично с 29 декабря 2008 года не допускается к выпуску в обращение масложировая продукция, изготовленная или импортированная без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».
Государственный контроль в отношении молока и продуктов его переработки, масложировой продукции на стадии их обращения осуществляется Роспотребнадзором или его территориальным органом в соответствии с действующим законодательством путем проведения плановых и /или/ внеплановых мероприятий по контролю. Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю соблюдения требований технических регламентов является факт получения информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям технических регламентов.
Источниками поступления информации могут являться: изготовитель продукции; продавец продукции; лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя продукции; иные лица, в т.ч. граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные или муниципальные органы власти; результаты мероприятия по контролю. В соответствии со статьей 37 ФЗ «О техническом регулировании»: изготовитель и/или/ продавец обязаны информировать орган государственного контроля (надзора) о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов в соответствии с его компетенцией в течение 10 дней.
Для выдачи предписания о приостановлении реализации продуктов переработки молока достаточно получения Роспотребнадзором информации о несоответствии продуктов переработки молока требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Учитывая изложенное, такое предписание может быть выдано до начала проведения изготовителем проверки достоверности информации о несоответствии продуктов.
Отзыв продуктов переработки молока осуществляется изготовителем или продавцом этих продуктов самостоятельно либо по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, о принудительном отзыве продукции. Фальсифицированные молоко и продукты его переработки подлежат принудительному отзыву по решению суда.
Государственный контроль в отношении процессов реализации сырого молока, сырых сливок и продуктов переработки молока непромышленного производства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии.
При реализации на рынках, включая сельскохозяйственные рынки, продуктов переработки молока непромышленного производства физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, они обязаны обеспечить соответствие этих продуктов требованиям настоящего Федерального закона к показателям их безопасности и идентификации, а также довести до потребителей информацию о месте производства этих продуктов (адрес), об их наименованиях и о дате их производства. Продавцы при реали-зации сырого молока на сельскохозяйственных рынках обязаны предъявить потребителям документы, выданные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии, и подтверждающие безопасность сырого молока, а также довести до потребителей информацию о необходимости обязательного кипячения сырого молока. Подтверждение соответствия сырого молока, сырых сливок требованиям ТР осуществляется в форме декларирования соответствия с использованием любой из предусмотренных схем.