В России продолжает расти дебиторская задолженность
Как справиться с этим злом?
История болезни
Напомним, что дебиторской задолженностью называются долги покупателей товаров или потребителей услуг перед учреждением/организацией/предприятием. Как правило, в роли главных должников в таких случаях тоже выступают не физические, а юридические лица.
В принципе, данный показатель рос на протяжении всей истории современной России. Что, конечно, говорит о не самом образцовом состоянии экономики нашей страны. Однако темпы этого роста были разными. За последние несколько лет, отмеченных сначала пандемией коронавирусной инфекции, а затем обострением политической обстановки, рост «дебиторки» заметно ускорился.
Посудите сами. Если взять цифры за последние десять лет, то, по официальным данным Росстата, с 2013 по 2015 просроченная дебиторская задолженность возрастала «только» примерно на полтриллиона рублей в год. В 2016 и 2017 годах накопление долга даже замедлилось, затем вернулось к прежним показателям. В итоге на конец 2019-го года Федеральная служба статистики зафиксировала цифру в 50 триллионов 507 миллиардов рублей.
Однако в следующем, «первом ковидном» 2020-м году, «дебиторка» прибавила сразу вдвое. К концу года российская экономика пришла уже с показателем в 61 триллион 156 миллиардов. К концу 2021-го суммарная дебиторная задолженность возросла уже до 73 триллионов 808 миллиардов рублей.
Как мы себя сегодня чувствуем?
Итоги за 2022-й год пока не подведены. Однако ранее Росстат сообщал, что по итогам первого квартала минувшего года показатель уже превысил отметку в 80 триллионов 100 миллиардов...
Конечно, эти суммы впечатляют. Напомню, что, например, в 2022-м году все доходы бюджета Российской Федерации составили 27 триллионов 770 миллиардов рублей, все расходы – 31 триллион 110 миллиардов.
На самом деле, всё не так страшно. Основная часть средств, которые вносятся в официальную отчётность по дебиторской задолженности, в конце концов, попадают от должников к продавцам товаров/услуг. Просто с опозданием. Хотя существует и «чёрная зона» уже существенно просроченной «дебиторки», которая тоже увеличивается с каждым годом...
С небес на землю
Как Вы сами видите, данная проблема является для России важной и типичной, при этом «дебиторка» не только постоянно растёт, но и скачкообразно наращивает темпы своего роста. Так что же делать конкретному руководителю конкретного учреждения/организации/предприятия, когда его клиент откажется платить по счетам? Как максимально предупредить, не допустить возникновение такой ситуации? Ответ знает постоянный эксперт ИА vRossii.ru - Светлана Коваленко, кандидат экономических наук, доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы Российского Экономического Университета имени Г. В. Плеханова.
Следует отметить, что увеличение дебиторской задолженности формирует ряд проблем для компании как поставщика, так и покупателя. В настоящее время нередки случаи, когда денежные средства для погашения обязательств перед покупателями попросту отсутствуют, оплата счетов задерживается даже проверенными и надежными лицами.
С целью минимизации рисков, связанных с дальнейшим повышением доли неоплаченной дебиторской задолженности в отношении, прежде всего, покупателей, компании необходимо проводить постоянный мониторинг имеющихся обязательств. Кроме этого, можно прибегнуть к определенным превентивным мерам (оценка финансового потенциала покупателя, авансовые платежи, страхование обязательств).
В данном случае необходимо действовать комплексно в контексте управленческих мер, в частности, контролировать и анализировать ситуацию, выявляя сроки возникновения задолженности и предотвращая её переход в состав просроченной. Кроме того, следует принимать возможные меры с целью её взыскания. При этом подходы к каждому из покупателей должны быть индивидуальными: от подачи искового заявления в суд до предложения наиболее доступных вариантов погашения обязательств (таких как отсрочка платежа и других).
При этом риск-ориентированная работа с дебиторской задолженностью требует, чтобы Вы планировали и выстраивали процесс управления рисками неплатежеспособных покупателей. Включающий в себя, в частности,
- формирование эффективного документооборота в отношении дебиторов,
- установление круга персонала, ответственного за работу,
- своевременность платежей с покупателями,
- проведение регулярного мониторинга как в отношении персонала, так и в отношении изменения самой задолженности.
Необходимо также предусмотреть систему поощрения для персонала в формате достижения минимальных параметров дебиторской задолженности.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
28.04.2025

26.04.2025

25.04.2025

25.04.2025

25.04.2025

23.04.2025

22.04.2025

21.04.2025

21.04.2025

17.04.2025

16.04.2025

15.04.2025

11.04.2025

08.04.2025
0+
07.04.2025

07.04.2025

07.04.2025

29.04.2025

29.04.2025
