Содбис отвечает: Как оплачивается время простоя?
Продолжаем серию публикаций, в которых даем ответы на актуальные вопросы в юридической сфере, сферах трудового законодательства, бухгалтерского учета и налогообложения, госзакупок, финансов и маркетинга. Сегодня выясним, как оплачивается работникам время простоя предприятия.
Вопрос: На время демонтажа старого и установки нового оборудования производство было полностью остановлено. Каким образом в такой ситуации работникам должно быть оплачено время простоя: в размере 2/3 среднего заработка или 2/3 должностного оклада (тарифной ставки)?
Ответ: В том же случае, когда замена устаревшего оборудования произошла в результате объективных причин, не зависящих от работника и работодателя (физического износа оборудования, скрытого производственного дефекта и др.), то оплата простоя должна производиться в размере 2/3 должностного оклада (тарифной ставки).
Обоснование: Из-за реконструкции производства, внедрения новых методик или изменения уже существующих технологий производства, закупки оборудования простой также может возникнуть, но это уже будут технологические причины. К техническим причинам простоя можно отнести реконструкцию производства, неисправность или ремонт оборудования. А вот к причинам организационного характера относят ликвидацию предприятия, объединение или разделение структурных подразделений компании, необеспечение рабочего места условиями, необходимыми для нормального выполнения трудовых функций, и т.д.
Поскольку законодательно ограничения не установлены, простой может возникнуть как для одного работника, так и для отдельных структурных подразделений или организации в целом.
Причины возникновения простоя очень важны, так как от этого зависит и оформление, и учет, и оплата.
Независимо от причины приостановка работы может произойти:
- по вине работодателя;
- по вине работника;
- по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, и при этом обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Согласно ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, в том числе исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования.
При этом период временной приостановки работы по причинам технологического, технического характера (в том числе из-за выхода оборудования из строя) является простоем (ст. 72.2 ТК РФ).
Из содержания ст. 157 ТК РФ следует, что при простое размер оплаты работника зависит от того, по чьей вине произошел простой. При простое по вине работодателя оплата времени простоя производится в размере 2/3 среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ), а при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника, - в размере 2/3 должностного оклада (тарифной ставки) (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
С учетом указанных норм вопрос о величине оплаты в период простоя должен решаться в зависимости от того, что стало причиной аварии устаревшего оборудования.
Следует отметить, что простой работника по причине внедрения нового оборудования по инициативе работодателя признается простоем по вине работодателя, поскольку именно работодатель не смог организовать бесперебойную работу предприятия в период перехода на новое оборудование (Постановление Президиума Воронежского областного суда от 20.12.2004 по делу N 44г-490).
Скажем сразу, что определить причину простоя и виновных в его возникновении на практике не так уж и просто. Например, если простой возник в результате выхода из строя оборудования из-за несвоевременного его обслуживания - это вина работодателя. А вот если это же оборудование вышло из строя из-за несоблюдения правил эксплуатации - в простое виноват работник.
Подготовлено по материалам Содбис (18+).
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить