Наверх
vorle.ru

В Курске воспитывают сынов полка

Общество

Многие из нас знают о сынах полка - детях-сиротах, которых в годы Великой отечественной войны брали под опеку воинские подразделения. Прошли годы, а сирот меньше не становится. У одних ребят умерли родители и их отдали в детские дома, но чаще всего родители живы, но их лишили родительских прав. Свой выход из ситуации нашли в некоторых воинских частях. Так, с 2003 года в 27-й отдельной бригаде радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Курского гарнизона воспитываются мальчишки-сироты, или оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 14 до 17 лет.

Как правило, сироты и те, кто остался без попечительства родителей, до 17 лет находятся под опекой государства, а дальше - живи, как можешь. Но, в некоторых случаях безродным мальчишкам улыбается удача - они становятся воспитанниками воинской части 11262, расположенной на улице Дзержинского в Курске. За восемь лет военные выпустили 27 ребят, большинство из которых закончили военные вузы и продолжают служить в армии. Вот и в этом году еще два воспитанника, закончив 11 класс, покинут расположение химбригады.

Накануне 23 февраля корреспондент ИА vRossii.ru пообщался с "сыновьями" полка, посмотрел на их быт и узнал планы на будущее.

Около КПП встречаемся с командиром взвода воспитанников - старшим сержантом Олегом Переверзевым.

На полном довольствии

- Наверное, вам трудно будет поверить, но почти все мальчишки в возрасте 14-17 лет мечтают убежать из детских домов к нам в часть, - радостно сообщает наставник ребят. – Вот только больше восьми человек мы к себе принять не можем. В Западном военном округе сейчас осталось только две части, в Курске и городе Кинишме Ивановской области, где воспитывают детей-сирот. До 2006 года восемь сирот были в городе Боброве Воронежской области, но часть расформировали, а воспитанников перевели к нам в Курск. Здесь ребята закончили 11 классов, поступили в военные вузы. Двое из них в этом году заканчивают с красными дипломами военную академию РХБЗ и проходят в нашей части практику. А один бывший воспитанник уже служит у нас офицером.

Армейские будни школьников

Казарма воспитанников находится отдельно от казармы солдат-срочников. Да и график у воспитанников составлен так, чтобы они не пересекались друг с другом и "старшие" случайно не обидели младших. Ведь мальчишки даже на слово "сирота" реагируют болезненно, а потому, когда выходят за пределы части, стараются скрыть свой социальных статус.

- Они все время стараются доказать, что они ничем не отличаются от других, – поясняет Олег Переверзев. – Они не хотят отличаться от своих сверстников, о которых заботятся родители. Единственная разница - им все приходится делать самим.

Первое время, когда ребята приходят в часть, им бывает очень тяжело. Да оно и не удивительно, ведь в той среде, где они росли, о дисциплине не было и речи. А еще - вредные привычки и нежелание учиться.

Гардеробная воспитанников воинской части. Все как в армии. Тренажеры- обязательный атрибут казармы.

- У некоторых адаптация длится несколько месяцев, - поясняет Олег Переверзев. – Ведь у нас все строго, как в армии. Нянек нет.

У ребят армейский распорядок дня, с учетом их возраста и положения. Подъем в половине седьмого утра, зарядка, завтрак. После чего все воспитанники направляются на занятия в школу № 17, которая находится недалеко от части.

Обратно в расположение воспитанники приходят в половине третьего и сразу направляются на обед в столовую. Полчаса отдыха и начинается подготовка к урокам. Несколько раз в неделю запланировано посещение различных секций, а также уроки православия, который проводит отец Георгий из ближайшей церкви. Отбой - в половине десятого вечера.

- Правда, бывает и так, что сидим с ребятами за учебниками и до 23 часов, - признается наставник. – Бывает, что задание переписывают по несколько раз, психуют. Но справляются с задачами.

По-другому и не может быть. Ведь у ребят есть стимул - увольнительные. Плохо учишься – сиди в казарме, злись сам на себя, когда твои друзья гуляют. Меры суровые, но на ребят действуют. Да и сами они не жалуются.

В расположении, где живет взвод воспитанников все продуманно, чтобы им было удобно и комфортно. Это мало напоминает привычную всем казарму с большим количеством кроватей.

Отдельная спальня, где помимо воспитанников постоянно находится один из дежурных, спортивный зал с современными тренажерами, компьютерный класс и комната отдыха с DVD-театром и аквариум с рыбками.

- Все воспитанники обязаны ходить в школу в военной форме, - рассказывает Олег Переверзев. – Но это не значит, что кроме камуфляжа у них ничего нет.

В гардеробе у каждого воспитанника повседневная и парадная форма, которую они надевают в торжественных случаях, спортивная форма, а также обычная "гражданская" одежда.

На полном довольствии

Несмотря на то, что воспитанники находятся на полном довольствии воинской части, у них есть и собственные сбережения.

В свободное время ребята проводят смотря телевизор..., ... или за компьютером.

- У каждого есть сберегательная книжка, на которую поступают алименты от родителей, пенсии "по потере родственников", - поясняет Олег Переверзев. – Правда, с родителями-алиментщиками приходится часто судиться самой воинской части - не хотят они платить своим детям.

Это сбережения – стратегический запас воспитанников, который им пригодится, когда они закончат 11 классов и покинут расположение части. Есть у воспитанников и деньги на карманные расходы. Каждый из ребят ежемесячно получает, как солдат по призыву, по первому тарифному разряду.

- Они сами этими деньгами распоряжаются, мы к ним не прикасаемся, -рассказывает наставник. – Мы можем только советовать, но они сами учатся вести пусть и маленький, но свой бюджет.

А еще еженедельно у воспитанников проходят двухчасовые занятия по военному делу и строевой подготовке. "Новичкам" брать в руки оружие не разрешается. Однако те, кто здесь уже не первый год, проходят огневую

подготовку – периодически выезжают на полигон, где проводят стрельбы. Уже через полгода пребывания бывшие учащиеся интерната становятся настоящими солдатами. Хотя, конечно, ритуал принятия присяги для несовершеннолетних и не предусмотрен.

Обязательно, на лето все ребята, кроме выпускников, на две смены выезжают в летние оздоровительные лагеря.

- Когда они возвращаются обратно, то мы еще месяц от части отгоняем девушек, - смеется Олег Переверзев. - Дисциплина, военная выправка и форма привлекает "слабый" пол. Ребятам это нравится.

Строгий отбор

Стать воспитанником воинской части не просто. Каждый кандидат проходит строгий отбор.

- После 11 класса уходят одни, и сразу же начинается набор на освободившиеся места, - рассказывает командир взвода воспитанников старший сержант Олег Переверзев. – Лично езжу по приютам, детским домам, интернатам. Разговариваю с ребятами, рассказываю о воинской части, службе в армии.

Один из главных критериев отбора – желание самого подростка жить на территории воинской части и в дальнейшем связать свою судьбу с армией, а также хорошее здоровье. В это трудно поверить, но на одно место в воинскую часть претендуют шесть–семь человек.

Бывшие воспитанники, а сейчас курсанты Военной академии РХБЗ Виталий Попов и Иван Алымов. Олег Переверзев и его воспитанники.

- Может быть, и взяли больше, но нельзя, - вздыхает наставник ребят. – По закону в части могут воспитываться только восемь детей.

Дисциплина, уважение, военный вуз

О том, как живется при воинской части, и что ждет ребят в ближайшем будущем, рассказали и сами воспитанники.

У 11-классника Сергея Орехова несколько лет назад умерла мама, а отца лишили родительских прав. Его вместе с младшим братом отдали в Поныровский приют. Правда, ребятам повезло, к себе в Курск их забрала родная тетя.

- Сюда меня отдала тетя, - рассказывает Сергей Орехов. – Плохо учился в школе №5. Трудно ей было со мной.

В администрации Центрального округа Курска тете Сергея посоветовали обратиться в воинскую часть. Женщина решила воспользоваться советом, чтобы оградить родного племянника от всех "радостей" улицы.

- Рад, что попал сюда, - признается Сергей Орехов. – Вначале было очень трудно. Ранний подъем, заставляли делать уроки. Теперь уже привык и другой жизни не представляю. Даже, когда на каникулах живу у тети, то каждое утро просыпаюсь в половине седьмого. Откроешь глаза, вспомнишь, что никуда не надо, и дальше спать.

Одноклассник Сергея – Андрей Рюмшин после того, как мать с отцом лишились родительских прав, семь лет жил в курском детском доме. Четыре года назад, к ним пришел Олег Переверзев набирать очередных воспитанников.

- Когда мне предложили стать воспитанником воинской части, то я отказался, - вспоминает Андрей Рюмшин. – О визите и предложении рассказал родственникам, которые сказали, что быть военным престижно. Только после этого я дал свое согласие на переезд из детского дома в воинскую часть. Первое время было, как и всем, сложно. Но постепенно привык.

Нравится ребятам и то, что они ходят в военной форме.

- Одноклассницы на тебя по-другому смотрят, им нравятся военные, - улыбается Сергей Орехов. – Да и ребята относятся с уважением.

Сергей Орехов уже определился, куда пойдет учиться после окончания школы.

- Сдам хорошо ЕГЭ по химии - в академию РХБЗ, признается выпускник. – Если лучше оценка будет по физике - в другую военную академию.

А вот его товарищ Андрей Рюмшин еще не выбрал.

- У меня два варианта - хорошо сдам физику – военный вуз, признается воспитанник. – Если не получится, то в гражданский - на архитектора.

Уйдут в этом году два воспитанника. А воспитатели снова станут проводить очередной набор и растить новое поколение бравых военных. А, иначе как бороться за достойное будущее детей, лишившихся родительской заботы?

Сергей Орехов попал в часть благодаря своей тети. Андрей Рюмшин, четыре года назад сменил детский дом на казарму в химбригаде.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка