Как изменилось экономическое состояние регионов ЦФО
Разбираемся в ключевых аспектах развития экономики за первое полугодие 2023 года
Экономика российских регионов подчиняется нескольким вещам. К главенствующим факторам, влияющим на ведение хозяйства в одном отдельно взятом субъекте, принято относить сформировавшуюся инфраструктуру, характер населения, проживающего на определенной территории, наличие/отсутствие природных ресурсов и особенности климатических условий.
В общем, социально-экономическое положение субъекта является совокупностью объективных (упомянуты выше) и субъективных (методы административного управления) обстоятельств, с помощью которой определяется положение региональной экономической системы и уровень благосостояния граждан.
Полагаясь на ряд статистических критериев, опубликованных Росстатом, попробуем по итогам первого полугодия сопоставить состояние регионов с присутствием ИА vRossii.ru. Для этого нами собрана и проанализирована информация по шести пунктам: индексы потребительских цен и промышленного производства, размер заработной платы, обороты розничной торговли и транспортных перевозок, а также темпы ввода жилья.
Потребительские цены
Индекс потребительских цен показывает, насколько меняются расходы населения на фиксированный набор популярных и ходовых товаров и услуг с учетом того, что объемы потребления остаются неизменными.
В среднем в ЦФО с начала года относительно соответствующего периода 2022 г. ИПЦ увеличился на 6,1%. В половине рассматриваемых нами регионах индекс потребительских цен оказался выше, во второй – ниже средних окружных величин.
В данном разделе не могли пройти мимо динамики цен на социально ориентированные продукты питания. Если от части непродовольственных товаров и услуг возможно отказаться в краткосрочной перспективе или на более длительный срок, то пища необходима организму каждый день.
Основные группы продовольственных товаров не дорожают сильнее чем на 10%. Например, это молоко и молочная продукция в Белгородской обл., рыба/морепродукты и сливочное масло в Брянской обл., хлеб и хлебобулочные изделия в Орловской обл.
Вообще, именно данные три вида продукции больше остальных выросли в цене во всех семи регионах. А дешевеет по сравнению с прошлым полугодием сахар (нет такого ажиотажного спроса даже на фоне начавшегося сезона варенья и компотов) и крупы с бобовыми. Снижение от 10% и выше.
Заработная плата
О точных размерах заработной платы мы рассказывали ранее (статья ИА vRossii: Средний доход россиян 45 тысяч рублей), поэтому не имеет смысла повторять одинаковые сведения из раза в раз. Сейчас сфокусируемся на параметрах реальной заработной платы.
Реальная зарплата – это перечисленные на карту денежные средства, на которые приобретаются товары и услуги с учетом инфляционных процессов.
За первые пять месяцев реальные заработные платы выросли неравномерными темпами. В лидеры вырвались Тульская обл. и Брянская обл., недалеко от них отстали в Воронежской и Курской областях. К среднему региональному классу в данном компоненте относим Орловскую обл.
В Белгородской и Липецкой областях затягивается повышение оплаты труда.
По оптимистичным прогнозам, увеличение реального заработка сохранится на фоне повышенного спроса на сотрудников и расширение масштаба деятельности по импортозамещению.
Промышленное производство
В период ограничительных мер дополнительная ответственность в обеспечении потребительских нужд ложится на отечественную промышленность. Без прогрессивного производства невозможно делать дальнейшие шаги в сторону развития.
Индекс промышленного производства рассчитывается исходя из четырех составляющих отрасли – добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, обеспечения электроэнергией, газом, паром и водоснабжения с утилизацией отходов.
В Брянской и Тульской областях увеличение масштабов производства преодолело планку в 10%. На Брянщине в несколько раз нарастили выпуск лекарственных средств и материалов, расширили выпуск готовых металлических изделий (+69%). В “регионе оружейников” динамично делают компьютеры, электронные и оптические изделия (+51%) и добывают полезные ископаемые (+20%).
В Орловской обл. темпы производства замедлились относительно января-июня 2022 г. Индекс упал на 4,1 процентных пункта. Пострадали добыча полезных ископаемых, водоснабжение и производство минеральной продукции. Чуть скрасили общие неудачи успехи в полиграфической деятельности (+45%).
В целом во всех регионах работают на удовлетворение государственных нужд. Отсюда и рост в металлургии, машиностроении и производстве электронных изделий. В большинстве субъектов уменьшили выпуск мебели, текстильных изделий и химических веществ.
Розничная торговля
Оборот розничной торговли продолжает потихоньку сокращаться, хоть и меньшими темпами по сравнению с промежутком годичной давности. Население на фоне стагнации доходов убирает ненужные расходы, оставляя средства на траты первой необходимости.
Приятное исключение наблюдается в Тульской обл. Наряду с Ивановской обл. (+3,6%) отмечается лучшее в округе повышение розничного оборота в 4,4%. Минимальное увеличение показывает Воронежская обл. (+0,4 п.п.).
Ввод жилья
Ситуация с вводом жилья в регионах присутствия ИА vRossii.ru максимально неоднородна. Диапазон варьируется от понижения в 13% до повышения темпов строительства в 16 процентных пунктов.
Субъект |
Объем ввода жилья в первом полугодии 2023 г., тыс. кв. м |
Изменение объема ввода относительного аналогичного периода прошлого года, % |
Белгородская обл. |
431,8 |
5,9 |
Брянская обл. |
326,6 |
‒2,9 |
Воронежская обл. |
793,5 |
‒6,9 |
Курская обл. |
293,2 |
16,2 |
Липецкая обл. |
368,1 |
1,9 |
Орловская обл. |
155,7 |
‒12,7 |
Тульская обл. |
473 |
7,1 |
Дальнейшие темпы ввода жилья будут зависеть от спроса населения на квартиры в новостройках. А желание купить собственные квадратные метры обуславливается изменением стоимости жилплощади (статья ИА vRossii: Как за год изменились цены на недвижимость в ЦФО).
Грузоперевозки
Грузооборот автотранспорта не сбавляет взятый в прошлом году курс на расширение своего влияния на экономику региона. За шесть месяцев в каждом субъекте вырос такой показатель, как количество тонно-километров, объединивший вес перевезенных грузов и преодоленное расстояние.
Востребованность грузового автомобильного транспорта неминуемо умножилась под эффектом перестройки логистических маршрутов, по которым доставляется импорт и вывозится экспорт, и локализацией производственных центров внутри страны. Поспособствовали росту оборота и улучшение сети дорог федерального значения.
В дальнейшем постепенный выход производств из теневого сектора должен удержать грузооборот автотранспорта на оживленной стезе.
Регионы все еще привыкают к новым реалиям и ограничениям, при которых по большей части придется полагаться на внутренние резервы. Как видим, в каких-то сферах динамика выходит в плюс, в каких-то приходится сделать шаг назад. Грамотная административная работа позволит не только сохранить, но и добавить в темпах экономического совершенствования.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить