Максим Кондаков: «Внедрить концепцию бережливого производства можно везде»
Интервью с «медалистом» Российской академии наук.
Максим Кондаков – студент Белгородского государственного технологического университета имени Шухова, начинающий, амбициозный и перспективный российский учёный, писатель, консультант и коуч. Его главный образовательный авторский проект - «Академия «Будь Мечтой»» (0+).
Недавно наш герой оказался отмечен очередной наградой - медалью Российской академии наук. Максим представил на конкурс научных работ, организованный РАН, проект внедрения концепции бережливого производства на одном из предприятий Белгородской области.
Вообще-то тема бережливого производства далеко не нова. Однако и по сей день не только не теряет, но и наращивает свою актуальность. Обо всём этом и многом другом мы решили поговорить с Максимом Кондаковым лично.
Вариант концепции бережливого производства, принятый Вами за основу, состоит из семи этапов. Можете вкратце рассказать самое главное о каждом из них?
Бережливое производство – концепция, направленная на снижение потерь в процессе производства, то есть таких видов деятельности, которые потребляют ресурсы, но не добавляют ценности продукту. Предприятие увеличивает себестоимость изделия, например, за счёт сверхкачества, а потребитель не готов платить больше. Таким образом снижается прибыль. Излишняя обработка – это один из семи видов потерь, наряду с запасами, транспортировкой, лишними движениями, ожиданием, дефектами и перепроизводством.
«Моя» концепция не исключение. В ней так же представлены эти семь видов потерь. Рассмотрим их, их содержание и примеры.
1. Перепроизводство.
Содержание: производство в большем объёме, чем требуется для следующей производственной стадии или клиента. Является худшей из потерь, так как усиливает остальные шесть.
Примеры: избыточные мощности оборудования или избыточный запас готовой продукции.
2. Избыточные запасы.
Содержание: хранение сырья, материалов, запчастей и готовых компонентов в объёмах больших, чем нужно для работы.
Примеры: запасы сырья или материалов.
3. Лишние движения.
Содержание: совершение операторами движений, которые выходят за рамки производительной работы или в которых отсутствует необходимость.
Примеры: перемещения сотрудников, долгий поиск инструментов.
4. Избыточная обработка.
Содержание: осуществление ненужной или неправильной обработки, часто возникающей из-за плохого качества инструментов, нетехнологичной конструкции изделия и отсутствия чёткой технологии изготовления.
Примеры: наличие операций, не обязательных для изготовления конкретного продукта.
5. Брак и переделка.
Содержание: производство дефектных деталей и исправление дефектов.
Примеры: дефекты продукции из-за некачественного сырья и материалов, дефекты продукции из-за транспортировки и хранения.
6. Ненужная транспортировка или перемещение.
Содержание: передвижение деталей и продуктов без необходимости, неэффективная логистика в потоке (перемещение полуфабриката на склад вместо следующего передела).
Примеры: транспортировка требует ручного труда, расстояние между местами погрузки-выгрузки слишком большие.
7. Ожидание.
Содержание: простой операторов во время работы станков или в связи с неисправным оборудованием либо несвоевременным получением необходимых деталей.
Примеры: «опоздавшие» поставки сырья и материалов, оператор – «сторож» у работающего станка.
Как концепция может быть внедрена на практике в различных сферах, не похожих друг на друга?
Изначально инструменты концепции были разработаны для производственных компаний, но, благодаря их универсальности, они были адаптированы для организаций иных профилей, помимо производственного, а также для вузов и других государственных учреждений.
Не на производстве тоже существуют семь видов потерь. Их надо устранять.
Например, офис. Следует так же, как и на большом предприятии, минимизировать лишние движения. Отличие состоит лишь в том, что люди ходят не по цеху, а по кабинету. Меняется контекст, но не суть. Поэтому внедрить концепцию бережливого производства можно везде без существенных различий.
На представлении серии книг «Будь Мечтой» в Белгороде.
Фото: ellmaxico.ru (предоставлено Максимом Кондаковым)
Какой есть фактический опыт её использования? Были ли выявлены негативные моменты, которые нуждаются в корректировке?
В нашей стране концепция бережливого производства появилась не так давно, если учесть, что в мировой практике отсчёт ведётся с 1950-х годов. Хотя, если изучать глубже, то и в СССР были свои основоположники научной организации труда. Причём где-то мы двигались с опережением. Какие-то идеи от нас распространились на Запад, а не наоборот, как принято считать.
С каждым годом в России концепция становится всё более популярной, так как это хороший способ снизить затраты и повысить эффективность бизнеса в целом. Сейчас всё больше внимания уделяется персоналу, так как человеческий фактор – самый важный актив предприятия. Именно от людей зависит успех бизнеса. Люди в компании всё равно останутся, ведь даже полностью автоматизированную линию нужно обслуживать.
Как можно (если нужно) развивать концепцию?
Давайте продолжим тему человеческих отношений. Изначально в концепции бережливого производства было семь видов потерь, о которых мы говорили выше. Много позже добавили восьмой вид потерь, который и сейчас не всеми признаётся, – потери от нереализованного творческого потенциала сотрудников. Они возникают, когда человек занимается рутинными обязанностями, решает задачи других отделов, у него мало свободы, ответственности, инициативы. Потом появились ответвления концепции бережливого производства – бережливый менеджмент и бережливый сотрудник. Это хорошая тенденция.
Как получилось, что РАН обратила внимание на ваши разработки и отметила Вас наградой?
Я учусь по профилю «Стратегический менеджмент» уже шестой год (окончил бакалавриат тоже по данному направлению). Поступал осознанно, так как с детства меня интересовал бизнес в силу того, что в окружении семьи было много собственников компаний, особенно производственных. К тому же учебная программа «Стратегический менеджмент» охватывала наибольшее количество интересующих меня дисциплин, так как гендиректор и собственник, чтобы эффективно управлять предприятием, должен хорошо знать достаточно широкий спектр вопросов.
О выбранной программе обучения не пожалел. Одна из причин - очень сильный преподавательский состав под руководством доктора экономических наук, профессора Юрия Анатольевича Дорошенко, которому я бесконечно благодарен. Учиться интересно. Об этом говорят и мои достижения: стипендии губернатора и президента, победы и вхождение в тройку лучших в ряде всероссийских и международных конкурсов. Теперь ещё и медаль Российской академии наук в области экономики.
Научный руководитель моей конкурсной работы на соискание этой медали – доктор экономических наук, профессор Ирина Владимировна Сомина. Конечно, я хотел получить медаль, так как люблю выигрывать - иначе зачем участвовать? Главное – результат, а не процесс. Писать работу было интересно, так как в ней присутствуют две занимающие меня темы: бережливое производство (эта тема находится в центре моего внимания уже несколько лет) и производственное предприятие. Меня захватывают практические, а не теоретические вопросы.
Предприятие, которое я представил в работе, было постоянным местом моей производственной практики, начиная со второго курса бакалавриата. На четвёртом курсе я разработал план мероприятий по повышению эффективности функционирования этого предприятия с учётом снижения семи видов потерь. Результаты всего этого - в виде позитивного изменения финансовых показателей - я и отразил в работе, которую так высоко оценили в Российской академии наук.
Сейчас я заканчиваю магистратуру и пишу магистерскую диссертацию на эту же тему. Однако данная работа охватывает более широкие вопросы: так, объектом исследования выступает не конкретное производство, а отрасль теплоизоляционных материалов (к которой принадлежит и «моё» предприятие) в целом. Это интересная работа.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить