ESG: Есть ли будущее у российского «экологичного бизнеса»?
Эксперты ИА vRossii.ru высказались на важную тему.
Предыстория
Аббревиатура ESG расшифровывается как «Environment, Social, Governance» (что на английском языке означает «окружающая среда, общество, управление»). Это понятие появилось ещё в 2004-м году. Тогдашний глава ООН Кофи Аннан официально обратился к главным корпорациям мира и призвал их следовать этим ценностям.
ESG-подход к бизнесу означает его «экологичность» - но в крайне широком смысле. На бережное отношение к природе «намекает» только первая из трёх составляющих – Environment (имеется в виду, скажем, полное или значительное сокращение активностей, связанных с загрязнением окружающей среды). Social («общество») подразумевает такой же подход и к здоровью людей – например, стремление максимально защитить своих сотрудников с помощью медицинской страховки, избавить их от вредных работ или переработок. Наконец, третья часть ESG – Governance («управление») – касается уже не физических, а юридических моментов. Насколько прозрачна отчётность компании, как тщательно в ней соблюдают законы и борются с коррупцией, какие отношения выстроены с акционерами? Всё это совсем не третьестепенные вопросы.
Принцип ESG оказался востребованным в западном мире, а затем и в нашей стране. Соответствующие рейтинги играют совсем не последнюю роль в создании и разрушении репутаций крупнейших игроков различных рынков.
Слово экспертам
Что такое «российское» ESG? Каково его прошлое, настоящее, будущее? Насколько широко распространяется этот принцип на регионы, в том числе, на ЦФО? Обо всём этом мы поговорили с постоянными экспертами ИА vRossii.ru – Натальей Продановой, доктором экономических наук, профессором Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ имени Г. В. Плеханова, и Татьяной Бондаренко, кандидатом экономических наук, заместителем директора Высшей школы финансов и доцентом кафедры финансов устойчивого развития РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Актуальна ли для российского бизнеса сейчас и здесь, особенно в регионах, ESG-повестка?
Татьяна Бондаренко: С точки зрения глобального контекста ESG- повестки вопросы соответствующей трансформации бизнеса переходят из экономических лозунгов в стадию появления рынка услуг и сервисов в сфере ESG для хозяйствующих субъектов. Это подтверждается и формированием международных и национальных законодательных баз, потенциально ограничивающих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, чьи бизнес-модели не соответствуют принципам ESG.
Для российской экономики данное обстоятельство является большим вызовом, поскольку потенциально создает новые нетарифные ограничения для производителей на зарубежных рынках и, потенциально, на внутреннем рынке тоже.
Это мода или необходимость?
Татьяна Бондаренко: Существуют основания полагать, что запрос на проектирование ESG-трансформации и внедрение соответствующих мероприятий со стороны российского бизнеса будет нарастать, а консервативные финансово-экономические модели будут утрачивать конкурентоспособность, особенно под нарастающим давлением извне. Поэтому напрашивается вывод, что ESG-трансформация – это все же необходимость.
Но есть и свои «но» - а, именно, в практической плоскости не выработано общепризнанное представление о том, что должно стать результатом ESG-трансформации, каковы цели и задачи, какими принципами необходимо руководствоваться и как измерять прогресс на пути становления компании ESG-нейтральной или ESG-compliant. Под вопросом и финансовое обеспечение ESG-трансформации, особенно в свете нарастающей популярности «зеленых» финансов.
Есть ли позитивный опыт у российских компаний, которые пытались делать какие-то шаги в данном направлении?
Наталья Проданова: Среди глобальных вызовов, стоящих перед человечеством, одним из приоритетных является декарбонизация. И этот позитивный опыт уже имеет место быть с момента, когда в 2019 году на Московской бирже впервые прошли размещения зеленых облигаций.
Нормативно-творческая деятельность процессов ESG-трансформации активно реализовывалась в 2021 году, когда Правительством РФ было подписано Постановление Правительства РФ №1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» и затем Распоряжение от 29 октября 2021 года №3052-р, где заявлена стратегия достижения углеродной нейтральности к 2050 году при устойчивом росте экономики.
А в уже истекшем 2022 году состоялся выпуск жилищных биржевых облигаций с ипотечным покрытием (АО «Банк ДОМ.РФ»), которые полностью соответствуют принципам зеленых облигаций Международной ассоциации рынков капитала и критериям зелёного финансового инструмента.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить