Железнодорожный район Орла: история от слободы до крупного центра транспорта и торговли
НедвижимостьЖелезнодорожный район, в прошлом Заокская – вторая по происхождению часть города, сейчас крупная торговая, промышленная, культурная часть города Орла, некогда возник из слободы на правом по течению, берегу реки Оки.
Слобода состояла из двух десятков домов, расположенных по левой стороне Ильинской площади, которая в 1995 году стала «Сквером танкистов». Предтечей Железнодорожного района были стремившиеся к самостоятельной жизни, а может быть и избегавшие излишнего внимания со стороны властей, орловцы.
|
Памятник легендарному командиру коммунистического полка М.Г. Медведеву |
Насколько это известно, первые поселения в Заокской части Орла появились в середине XVII века, когда угроза нашествия крымских и ногайских татар начала спадать. По государственной надворной переписи 1678 года за Окой насчитывалось 12 семей (по тем временам это 60 – 80 человек). Это были сильные и решительные люди, ведь взяться за освоение нового и заболоченного места не просто.
27 ноября 1779 года был утвержден первый Регулярный план Орла, предусматривающий четкий порядок его строительства. Город был значительно расширен и разделен реками на три части: первую – Кромскую или Старый город (ныне территория Заводского района); вторую – Заокскую (нане Железнодорожный район); третью – Заорлицкую или Верхний город (ныне Советский район).
С середины XVII века Орел становится одним из центров хлебной торговли. Этому способствовали близость к Москве и удобное расположение города на реке Оке, важной водной магистрали страны. В 1636 году на левом ее берегу была устроена Струговая пристань, которая впоследствии была перенесена на правый берег. В Орле проходила перевалка прибывших с юга товаров.
|
Памятник авиаконструктору Н.Н. Поликарпову |
К концу XVIII века Заокская часть города значительно выросла, но здесь оставался жить простой люд, обслуживающий пристань с ее огромными по тем временам складами и речной флотилией. Росло экономическое значение. Через орловскую пристань из южных губерний хлеб, воск, конопляное масло, ремесленные товары шли не только в Москву, но и в Петербург, Ригу, Нижний Новгород и другие города Центральной России.
Орловская пристань неоднократно частично разрушалась наводнениями, особенно сильно она была разрушена в 1868 году и практически прекратила свое существование. И вся торговля, перевозка материалов и товаров легла на железнодорожный транспорт, так как в этом же году через Орел по территории Заокской части проведены железные дороги. Экономическое значение второй части города стало напрямую зависеть от быстро развивающейся транспортной отрасли.
Исторически сложившаяся роза ветров (с преобладанием юго-западного ветра в течение всего года) благоприятствовала размещению «грязных производств» именно на северо-восточной окраине города. Поэтому кроме железнодорожных путей и обслуживающих этот вид транспорта предприятий в будущем Железнодорожном районе были размещены и первые промышленные предприятия. Первые чугунолитейные, механические предприятия и мастерские в Орле были на территории Заокской части. Так в 1855 году были основан чугунолитейный завод имени М.М. Хрущева, ныне завод «Текмаш». В 1868 году создано предприятие, выпускавшее металлические изделия бытового назначения, с него берет начало завод имени Медведева. Вместе с этими производствами появляются небольшие кустарные «заводы» пивоваренные, свечные, крупорушные и другие.
|
Памятник героям, погибшим за свободу и независимость России, установлен в сквере «Танкистов» |
История второй части города насчитывает уже сотни лет. А 29 сентября 1937 она названа Железнодорожным районом постановлением ЦИК СССР. И сейчас играет заметную роль в хозяйственной, культурной и духовной жизни города.
Железнодорожный район в цифрах
На территории Железнодорожного района проживает 68 тысяч человек, из них 43,9 тысяч, или 64,5% - в трудоспособном возрасте, численность занятых в экономике – 27,8 тысяч. Протяженность улиц района составляет - 140 километров. В районе насчитывается 587 жилых муниципальных дома с 366 дворовыми территориями, из них: 75 - больших, 105 – средних, 186 – малых.
Образование
В 15 дошкольных учреждениях Железнодорожного района воспитываются 1983 ребенка Система общего образования района включает в себя 33 учреждения. Функционируют 8 общеобразовательных школ, одна из них с углубленным изучением английского языка, 2 лицея и одна открытая (сменная) средняя общеобразовательная школа, в которых обучается 5961 человек. В сфере образования работают 2,4 тысяч человек. В районе созданы 8 молодежных оперативных отрядов. А в рамках содействия занятости молодежи в период в районе работают молодежные экологические отряды.
Экономика
|
Гостиница «Орел» |
Больше всего орловцев, живущих в Железнодорожном районе, работают в транспортной сфере – 5,1 тысяч человек, именно на территории этого района Орла располагается крупнейшее в Орловской области транспортное предприятие – Орловско-Курское отделение Московской железной дороги. Второе место в структуре численности занимают работники обрабатывающих производств – 4,7 тысяч человек. Постоянное увеличивается количество рабочих в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг.
В 2007 году промышленные предприятия района работали с прибылью. Объем отгруженной продукции составил около 6,5 млрд. рублей, при темпе роста в 126 % к уровню прошлого года. Наилучшие показатели достигнуты в ЗАО «Орел-Погрузчик», ЗАО «Орловский кристалл», ЗАО «Стеклопак», ООО «Орловский литейный завод им. Медведева». В 2007 году в строительстве было занято в среднем 1,4 тысяч человек На территории района постоянно действуют крупные строительные организации такие, как: ОАО «Орелстрой», ООО «СМУ-3» ОАО «Орелстрой», ООО «СУОР» ОАО «Орелстрой», ОАО «Орелавтодор» и другие.
Торговля
|
Такой архитекторы города видят в будущем ул. Ливенскую |
Розничный товарооборот торговых предприятий всех форм собственности в 2007 году составил более 4,5 млрд. рублей, что в 1,6 раз больше уровня прошлого года.
В структуре товарооборота по удельному весу составили:
а) продовольственные товары – 33 %,
б) непродовольственные товары – 67 %.
Продажа товаров в расчете на одного жителя района составила в среднем около 66 тысяч рублей.
В районе осуществляют деятельность 445 торговых предприятий, торговая площадь которых составляет более 70 тысяч квадратных метров, 78 предприятий общественного питания. В 2007 г. в районе вновь открылось 53 магазина. Увеличилось количество, так называемых, «удобных» магазинов, которые расположены в жилых кварталах района. Они находятся в радиусе «пешеходной доступности» и торгуют широким ассортиментом товаров повседневного спроса. Доля товаров местных производителей по району составляет от 45 % до 60 %, а в торговом комплексе «На 3-ей Курской» - 70 %.