Губернатор подвел итоги своего правления и определил задачи на ближайшее будущее
ОфициальноВыступление главы региона с докладом о положении дел заняло около двух часов и десять раз прерывалось аплодисментами.
Пятое послание действующего губернатора стало последним для этого срока его пребывания в должности. Поэтому и речь его оказалась чуть ли не вполовину длиннее обычного. И неудивительно: подводились итоги почти всего периода его правления.
Вкратце коснувшись изменений в политической сфере – переход к выборам депутатов областной Думы по партспискам, В.Дудка перешел к экономике и социальной сфере. Заявив о том, что "нам удалось сохранить стабильность", он признал, что пришлось пожертвовать ростом, но тут же заверил: предварительные оценки года говорят о том, что его результаты будут в основном не ниже показателей успешного 2008 года.
Если анализировать послание губернатора, отталкиваясь от его же структуры, то сухим языком статистики рост инвестиций в январе – сентябре составил 12% к девяти месяцам прошлого года. А на фоне глобального финансово-экономического кризиса Тульский инвестиционный форум в этом году решили не проводить.
В финансово-бюджетной политике, безусловно, за эти годы удалось навести порядок – во многом благодаря профессионализму Александра Погудина – директора департамента финансов, который за хорошую работу был возведен в ранг заместителя губернатора. Однако, следует учитывать, что общее оздоровления региональной казны шло на фоне общего улучшения финансово-экономической конъюнктуры в стране и мире. Правда, муниципальные, особенно поселенческие бюджеты, сколь либо значимых средств так и не увидели, оставаясь глубоко дотационными, хотя объем реализуемых полномочий за это время возрос. А тут еще кризис подкосил: пришлось опять потуже затянуть пояса, вновь начала расти задолженность по зарплате, переваливая в отдельные месяцы за сто миллионов рублей по полному кругу организаций области.
Кроме того, приводя многомиллионные и миллиардные суммы, выделенные на те или иные цели, будь то реконструкция домов, переселение граждан из ветхого жилья, инфраструктурная поддержка села или строительство музея оружия, глава региона отмечал, что деньги выделялись по федеральным программам из федерального бюджета. Впрочем, заслуги областной власти по их привлечению умалять не стоит.
Подводя черту под финансовым блоком своего выступления, губернатор призвал представителей банковского сектора снизить процентные ставки по кредитам и выразил надежду, что будет услышан.
Переходя к вопросам кадровой политики, Дудка заявил о стремлении сделать современную государственную гражданскую службу открытой, конкурентоспособной и престижной. И если последние два пункта в принципе и так уже реализованы, то тезис об открытости у знающих людей может вызывать лишь усмешку. Несмотря на конкурсный принцип замещения вакантных должностей в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата обладминистрации, соискатели "с улицы", не имеющие протекции имеют весьма призрачные шансы на трудоустройство в чиновники. Упомянув о сокращении 234 единиц в своем аппарате, Вячеслав Дмитриевич не стал озвучивать общую численность региональных чиновников, каковых, по данным статистики, насчитывается около двух тысяч человек, причем на фоне сокращения продолжается набор новых сотрудников – на конкурсной основе, конечно. Идет конкурс и в кадровый резерв, причем, попав туда, "резервист" может быть назначен даже на руководящую должность – вплоть до директора департамента, председателя комитета, начальника управления или отдела.
Коснулся Дудка и вопроса коррупции и противодействия этому явлению. Однако, пока скандалы с арестами и судебными приговорами главам муниципалитетов говорят о неэффективности борьбы с взятками, поборами, откатами, словом, всем тем, что и составляет коррупцию.
А муниципальная реформа, также затронутая в губернаторском послании, не выполнила свою главную миссию – приблизить местную власть к народу, сделать ее в пределах пешей доступности. Какая там доступность, если вместо десяти-пятнадцати сельских округов в районе создали четыре поселения, отдалив местную администрацию за несколько деревень? А еще и права выбирать глав муниципалитетов население Тульской области теперь напрочь лишено, за них теперь это делают депутаты районных, городских и сельских Собраний.
Рассказывая об успехах предприятий ВПК, губернатор умолчал о том, в каком состоянии находятся ФГУП "Завод "Штамп", ОАО "Тульский оружейный завод", какие мизерные зарплаты получают молодые инженеры на КБП и "Сплаве" и уходят, не выдерживая безденежья. Предприятия химии и металлургии, несмотря на ряд новых проектов и производств, "оптимизируют" численность персонала, выставляя за ворота тысячи сотрудников, а глава региона говорит о проработке вопроса про размещению нано-производств. В целом же общий индекс промпроизводства за 10 месяцев года составил только 82,2% к аналогичному периоду прошлого года и вряд ли до конца декабря этот показатель существенно изменится. Причем в некоторых отраслях глубина падения достигла трети и даже половины от объема января – октября 2008 года.
А вот упомянутое в послании малое предпринимательство является палочкой-выручалочкой и для власти, и для потребителя. Малый бизнес более живуч в условиях кризиса, а значит, компенсирует выпадающие из других отраслей поступления в бюджет, платит зарплату, сохраняет и даже создает новые рабочие места.
Докладывая о ситуации в строительстве, губернатор сообщил, что благодаря принятым мерам в 2007 году обеспечен ввод 322 тыс. кв. метров жилья, или на 28,5% больше чем годом ранее. К концу 2008 года ввод жилья достиг уровня 417 тыс. кв. метров, а в 2010 году запланировано увеличение объемов вводимого жилья свыше 500 тыс. кв. метров. Но, во-первых, почему-то не было сказано об объемах жилищного строительства в уходящем году (по данным Туластата, за 10 мес. – 201,5 тыс. кв.м), во-вторых, исходя из задач, поставленных руководством страны – строить 1 кв.м жилья в год на 1 жителя региона, нам нужно возводить 1 млн. 600 тыс. кв.м ежегодно или в три с лишним раза больше, чем предполагается в 2010 году. При этом государственного жилья в январе – октябре построено меньше на треть, а муниципальное не строилось вовсе. Относительно темпов переселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно прогнозировать, что, при сохранении нынешних темпов, это удастся сделать не ранее, чем через 50-60 лет, когда большая часть очередников просто уйдет на тот свет.
По данным Туластата, в январе – сентябре 2009 г. построены и сданы в эксплуатацию газовые сети протяженностью 186,38 километра, в том числе в сельской местности – 153,44 километра (соответственно 66,3% и 66,4% к уровню января-сентября 2008 года). Газифицировано 3826 квартир, из них 2512 – в сельской местности (соответственно 134,5% и 133,3% к уровню соответствующего периода 2008 года). Однако, сравним с цифрами, озвученными губернатором: по региональной программе газификации в 2007-2008 годах в 8 муниципальных районах за счет средств бюджета Тульской области и бюджетов муниципальных районов проложено более 1000 км газовых сетей, газифицировано 12523 квартиры. То есть провал 2009 года, как говорится, налицо.
По поводу дорожного строительства, в частности, было сказано, что сдан в эксплуатацию обход Богородицка на трассе М4 "Дон". В 2010 году планируется к сдаче 36,5 километра обхода вокруг Ефремова. Напомним: в прошлогоднем послании губернатор пообещал, что к концу 2009 года трасса по территории Тульской области станет четырехполосной. Теперь реализация этой задачи откладывается на 365 суток. К сведению алексинцев было сказано об активной подготовке к строительству моста через реку Ока в этом городе. Из средств Инвестфонда на эти цели выделено 993 млн. рублей. Еще более 400 млн. рублей поступит из областного и местного бюджетов. А вот про расширение Восточного обхода и строительство нового моста через Упу в Туле не было сказано ничего конкретного.
Об успехах в социальной сфере, в том числе в образовании, в послании было сказано немало – и про суммы вложенных средств, и про новые школы в селе Воскресенское Дубенского района и в Большом Скуратово Чернского, и про рост на 25% зарплаты учителей после внедрения новой системы оплаты труда. Однако, опять досадит статистика. Итак, с 2005 года количество детских садов в области сократилось на 23 при увеличении на 3,5 тысячи количества дошколят, число мест в детсадах уменьшилось на 4,1 тысячи. С 2004/2005 учебного года к 2008/2009 количество школ в Тульской области сократилось на 60, учителей – на 1921 человек.
В рассказе о сфере здравоохранения при всех его успехах не прозвучало того, что с 2005 по 2008 годы включительно снизилась численность как врачей (на 100 человек), так и среднего медперсонала – на 1700 человек). За это время в регионе стало меньше: больничных учреждений – на 12, больничных коек – на 3800, число детских поликлиник, отделений, кабинетов – на 11, ФАПов – на 106.
Сам губернатор заявил далее, что в нынешних непростых условиях на первый план выходят вопросы оптимизации сети бюджетных учреждений. А именно: реализация мероприятий по внедрению и развитию механизмов сетевого взаимодействия бюджетных учреждений в сфере образования, реформированию системы здравоохранения и повышению её ресурсной обеспеченности и структурной эффективности, реструктуризации коечного фонда позволит оптимизировать расходы бюджета на 540 млн. рублей. То есть сокращаемая на протяжении последних четырех лет социалка будет сокращаться и дальше.
Ситуацию на рынке труда глава области обрисовал оптимистично: уровень безработицы снизился до 1,7%, количество вакансий увеличилось до 8 тыс., масштабы увольнений уменьшились почти в 1,5 раза. Однако, по данным Туластата, численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, по состоянию на конец октября составила 13854 человек. То есть даже официальных безработных в регионе гораздо больше, чем вакансий, которые в основном являют собой предложение тяжелого, низкоквалифицированного и низкооплачиваемого труда.
В последней части своего выступления губернатор определил семь задач на ближайшее будущее, которые коротко можно сформулировать так:
-Разработка программы социально-экономического развития нашего региона на перспективу очередного пятилетия.
-Развитие механизмов государственно-частного партнерства.
-Инфраструктурная составляющая, в т.ч. энергосбережение – ключевой фактор успеха.
-Максимальная мобилизация доходов, сокращение дефицита бюджета области и предельное повышение отдачи от каждого рубля государственных вложений.
-Продолжение планомерной деятельности в сфере развития местного самоуправления в регионе.
-Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти.
-Создание максимально благоприятных условий для раскрытия человеческого потенциала.