Смотрим в книгу - видим знания!
ОбразованиеМинистерство образования намерено повысить качество школьных учебников.
1 сентября 2013 года вступит в силу новый закон "Об образовании". Этот документ, напомним, в конце прошлого года был одобрен депутатами Государственной думы и Совета Федерации, а совсем недавно подписан президентом Владимиром Путиным. Одна из "новинок", которая ожидает сферу отечественного образования - это новый федеральный перечень учебных пособий для школьников. Цель нововведения — повышение качества учебных пособий. Как будет формироваться новый перечень? Насколько актуальной является эта мера? И что думают по этому поводу независимые эксперты? Ответы на эти вопросы найдете в материале, подготовленном корреспондентами ИА vRossii.ru.
Единый и электронный
Разговоры о том, что большинство учебных пособий устарели и потеряли актуальность, велись и ведутся по сей день. Причем критикуют перечень и "сверху", и "снизу". Например, в начале этого года "досталось" учебникам по истории, допускающим противоречивую трактовку фактов и событий. Министр культуры Владимир Мидинский назвал такую ситуацию абсурдной. А министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил о создании "единого учебника", который бы подобных противоречий не допускал. И теперь, согласно новому закону об образовании, в российских школах должны появиться "единые учебные пособия" по всем предметам. Также каждое пособие будет иметь свою электронную версию.
Что думают по этому поводу родители?
Лидия Сорокина, мать двоих детей из Брянска:
Мой старший ребенок перешел в 5 класс. Всю начальную школы мы покупали учебники сами, тратя на это каждый год по 3 тысячи рублей. Однако их качество оставляло желать лучшего — в формулировках заданий постоянно встречались ошибки. Учебники для 1 и 2 классов были большими и тяжелыми. В итоге ребенку приходилось таскать просто неподъемный рюкзак. Я убеждена, что учебники должны быть "едиными". Что касается электронной версии, то почему бы и нет?
Ярослав Сидоров, отец 14-летней дочери из Белгорода:
Я недоволен качеством учебников прежде всего потому, что они развивают ребёнка слишком однобоко. Например, учебники по истории - это либо книги с минимумом иллюстраций, со скучными текстами, в которых кратко и неинтересно описаны исторические события, либо большое количество картинок и слишком упрощённый текст. То есть ребенок, по первому учебнику может лишь зубрить текст и даты, а по второму - смотреть картинки и получать лишь обобщённую и примитивную информацию. Учебники должны одновременно развивать и образное, и логическое мышление. Я воспитывался в советские времена, и тогда учебники были гораздо качественнее, с правильно изложенной информацией. Конечно, сейчас они не могут быть точной копией прежних, но должны быть столь же качественными и в то же время современными. Учебники должны быть едиными, нужно чтобы специальная комиссия решала, каким будет то или иное пособие, и если это будет не слишком разорительно для бюджета нашей очень богатой и в то же время нищей страны, то пусть будет ещё и электронная версия учебника.
Валентина, мать из Липецка:
Современные учебники для школьников, надо отдать должное, имеют прекрасный дизайн, яркие иллюстрации, хорошее качество изложения. Меня беспокоит усложняющаяся с каждым годом школьная программа, знаний становится все больше, а темы - сложнее. С 1 класса начинают изучать иностранные языки, классы начинают делиться на профильные группы с углубленным изучением отдельных предметов, появляется необходимость нанимать репетиторов, оплачивать дополнительные курсы, поскольку в рамках школьных занятий ребенок не успевает усвоить урок. Создание электронных версий весьма удобно, наши дети теперь все изучают только в просторах Интернета, что-то для реферата пригодится, что-то можно отдельно для себя распечатать и тд. Честно говоря, слабо представляю себе, как должен выглядеть единый учебник по всем предметам, собрать все знания в одну книгу, на мой взгляд, абсурдно.
Строгий конкурс
Раньше, чтобы попасть в федеральный перечень, учебник проходил всего два экспертизы — научную и педагогическую. Первая экспертиза проверяла, насколько пособие соответствует требованиям науки. Педагогическая отвечала за соответствие учебного пособия возрастным способностям ребенка и государственному стандарту образования. Новый закон добавит к этим экспертизам еще две - общественную и этно-региональную. Первая будет оценивать, насколько учебник удобен и эргономичен. Вторая будет следить за тем, не нарушает ли он местное законодательство или культурные и национальные особенности региона. В министерстве образования убеждены, что это мера повысит качество учебных пособий.
А теперь слово независимым экспертам:
Преподаватель истории из Курска Наталья Ковтонюк надеется, что качество пособий должно действительно повыситься:
Главное, чтобы был выбор. Примерно 10 лет назад было по одному предмету рекомендовано порядка 25 учебников. Такое количество невозможно просмотреть учителю, методисту и выбрать что-то, отвечающие требованиям преподавания. Я столкнулась с тем, что были учебники истории, в которых не только искажались исторические факты. Но некоторые были вовсе переписаны. Особенно это касалась Великой Отечественной войны, где принижалась роль в победе СССР, а основная ставка делалась на то, что вклад в победу внесли союзники. Что касается электронных учебников, то здесь есть свои плюсы и минусы. Неизвестно сколько они будут стоить. Ведь не все их смогут купить. Если они будут доступны, то это будет хорошо. Видя, сколько учебников приходится каждый день носить школьникам на занятия, понимаешь, что для их здоровья это плохо.
Директор одной из смоленских школ Александр:
Уверен, что вся эта возня вокруг учебников имеет мало отношения к заботе о качестве образования. Это, прежде всего, огромный рынок (бизнес). Например, сейчас, чтобы восполнить недостаток учебников в школах Смоленска, нужно порядка 50 млн. рублей. Именно восполнить, а не купить все учебники. Недавно из министерства пришла директива, обязывающая срочно закупить недостающие учебники по всем предметам. И это при том, что совсем скоро мы переходим на новые стандарты образования. То есть где-то у кого-то склады завалены горами старых учебников, их срочно нужно продать, так как скоро они будут никому не нужны. Потом нас обяжут закупать новые учебники под новые стандарты. Что же каестя собстсвенно всяких экспертиз, то закон вышел, но поясняющих подзаконных и региональных актов я пока не видел, и как будет проходить такая экспертиза сказать не могу. Единые учебники с учетом местной специфики, несомненно, хорошо. Вопрос в том, как это будет реализовываться. Если экспертизу будут проводить независимые аполитичные эксперты - профессионалы отрасли, то это одно. Если же верх опять возьмут чиновники и решающее слово будет за ними, то ничего хорошего в этом случае я не жду.