Образовательная «дискредитация»
ОбразованиеСистема высшего образования активно превращается в систему предоставления дорогостоящих коммерческих услуг. Люди ежегодно выкладывают за обучение огромные деньги. Проблема в том, что качество платного образования от этого совсем не улучшается, а становится только хуже.
Сорок третья статья конституции РФ гласит, что каждый гражданин страны имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, общее и среднее образование. Что касается высшего образования, то бесплатно учиться мы имеем право на конкурсной основе, а теперь – и по большей части – согласно результатам школьного ЕГЭ. Выдержал экзамен – пожалуйста, учись, получай стипендию.
Конституция, как известно, «гарантирует» и обещает многое. Но что-то всё время мешает реализовываться гарантиям на деле. Бюджетных мест в вузах с каждым годом становится всё меньше, а вот коммерческих «позиций», наоборот, становится только больше. Индикатор роста цен – множащийся дефицит бюджетных мест. Их количество сокращается на восемь-десять процентов в год. По предположениям специалистов Всероссийского фонда образования, такими темпами через десять лет вообще не будет бесплатного образования.
Если говорить конкретно о расценках на учёбу на коммерческих отделениях белгородских вузов, то ситуация наглядна: на факультете журналистики БелГУ один год очного обучения стоит от 38 до 43 тысяч рублей (соответственно - «просто» журналистика и тележурналистика). Год на экономическом факультете стоит 55-60 тысяч рублей, на фармацевтическом – 45, филологическом – 25,5 – 27, на факультете физкультуры – 33 тысячи. В Белгородском институте культуры и искусств выучиться на дизайнера будет стоить порядка 30 тысяч рублей в год, на звукорежиссёра – 33 тысячи. Популярное таможенное дело в БУПК обойдётся в 50 тысяч рублей в год, бухучёт – в 43 тысячи, юриспруденция – в 45 тысяч рублей.
Мы сталкиваемся с проблемой, когда начинать собирать деньги на образование ребёнка приходится уже при его рождении. Платное образование в силах получать в основном те, у кого на это есть «реальные» деньги. Хотя система образования как вариант предлагает брать образовательные кредиты.
Сама система образовательных кредитов вводится прежде всего для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на среднее и высшее образование и постепенно перейти к тому, чтобы ссузы и вузы финансировались за счёт взимаемой ими платы за обучение. Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты за обучение. Размер кредита и срок кредитования определяются платёжеспособностью заёмщиков, стоимостью обучения в вузе и наличием государственных гарантий по возврату образовательных кредитов (в их качестве выступает закладываемое имущество – недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, а также поручительство). Теоретически всё кажется продуманным, но на практике – образовательные кредиты – в России всё же не популярны.
В действительности для подавляющей части россиян нереально учиться на тех условиях, которые предлагают банки. Для сравнения: в Европе образовательный кредит выдаётся сроком на 30 лет не более чем по 3 процента годовых, у нас же – самое большее на 11 лет под 10-12 процентов.
Получается, чтобы сделать карьеру таможенника, будущему специалисту таможенной службы (если посчитать без растущей из года в год стоимости обучения) за пять лет учёбы придётся выложить как минимум 250 тысяч рублей. А если взять образовательный кредит на десять лет под десять процентов годовых, то по приблизительным подсчётам общая сумма прыгнет до полумиллиона. Связываться с кредитами в современной России – дело не только неблагодарное и невыгодное, но и опасное. Инфляция, скачки безработицы, финансовый кризис – не лучшие условия для того, чтобы ввязываться в многолетнюю кабалу.
В то же время вопрос о качестве платного образования давно уже «стоит ребром». Ни для кого не секрет, что вузам выгодно «кормиться» за счёт взыскиваемой платы за обучение. Формула проста: чем больше платников, тем «сытнее» живётся учебному заведению. Тем, следовательно, богаче «хозчасть» и выше зарплата преподавателей. Как рассказал один из преподавателей коммерческого белгородского вуза, в начале учебного года руководство заведения предупредило коллектив о том, что 10 отчисленных «коммерческих» студентов пропорционально одному уволенному преподавателю. То есть, если педагоги-специалисты хотят получать хорошую зарплату, отчислять двоечников и прогульщиков совсем не в их интересах.
Недавно приходилось видеть журнал посещаемости занятий студентов-платников факультета теплогазоснабжения и вентиляции строительного вуза Белгорода (год обучения - 33-37 тысяч рублей). Процентов 70 журнальных граф заполнены «энками». Один из преподавателей вуза прокомментировал так: платники знают, что мы их не накажем и не отчислим, вот и относятся наплевательски к занятиям. Диплом они в любом случае получат, отчислить за прогулы и разрыв связи с университетом нам никто не позволит. Иначе вуз лишится их денег.
Психология тут проста: если студент дисциплинированно перечисляет взносы за семестры, обязательно ли ему днями и ночами корпеть над учебниками? В результате, такие несовершенные коммерческие отношения снижают качество самого образования. В итоге вузы ежегодно выпускают неквалифицированных «специалистов», недоучек, не имеющих никакого отношения к полученной специальности. А само получение образования превращается в покупку диплома в рассрочку. Проще купить за те же деньги диплом в «подземном переходе» - быстрее и «честнее».
Вот и получается, что совсем нередкое явление – это специалисты с высшим образованием, не владеющие своей профессией. Такие «профессионалы» потом строят дома и дороги, разрабатывают законы, управляют организациями.
Университетское образование по сути призвано всесторонне развивать личность, давая ему максимальные подробные знания и навыки получаемой профессии. Но к получению необходимых знаний не все по-настоящему стремятся, а оплата за обучение сама по себе не приносит знаний. Вот и получается, что вузы в погоне за прибылью ставят себя в унизительные условия и дискредитируют саму систему отечественного образования.