Со скоростью «Зелёной волны»
ЭкологияОдним из основных источников загрязнения воздуха в современном крупном городе являются выхлопные газы двигателей автомобилей. В Липецке эта проблема курируется городскими власями уже 5 лет. Каким образом решается эта проблема, выяснял наш корреспондент.
Как рассказали в Управления экологии администрации города Липецка, для улучшения состояния воздушной среды в 2003 году администрация города выступила с инициативой создать автоматизированную систему управления дорожным движением АСУДД.
Разработчиком системы стало ЗАО «Автоматика-Д» города Омска. Основным моментом внедрения АСУДД является замена устаревшего светофорного оборудования на более новое и современное и расчет режимов организации дорожного движения. При этом исполнителем обещано сокращение времени задержек автомобилей и пешеходов на 25-30%, снижение объемов выбросов в атмосферу от автотранспорта на 15-20% и, вследствие соблюдения водителями скоростного режима, сокращение ДТП на 13%.
Установлено, что наибольшее количество вредных выбросов содержится в выхлопных газах в период пуска и торможения автомобиля и при его движении в диапазоне малых скоростей, что наблюдается при остановке на светофорах. Поэтому в целях снижения негативного влияния автотранспорта на воздушный бассейн города принято решение о включение в состав АСУДД подсистемы оперативного анализа состояния окружающей среды ЭКО.
Подсистема ЭКО основана на установке в светофорном оборудовании на магистралях города специальных газоанализаторов, которые позволяют контролировать состояние воздушной среды, а также детекторов транспорта, показывающих количество автомобилей, прошедших на полосу в единицу времени. При этом Липецк – единственный город в России, где ведется непрерывный контроль состоянием атмосферного воздуха на автомагистралях города.
В Липецке установка АСУДД рассчитана на четыре очереди.
На сегодня на территории города действуют три очереди, включивших в себя 59 светофорных перекрестков по ул. Московская, ул. Космонавтов, ул. Водопьянова, пр. Победы, ул. Советская, пр. Мира, ул. 9 Мая, ул. Гагарина, ул. Студеновская, ул. Зегеля и ул. Баумана. Всего в городе установлено 15 газоанализаторов и 10 детекторов транспорта.
Данные с установленных газоанализаторов и детекторов транспорта помогают экологам регулировать «длительность горения» зеленого света светофоров, например, увеличить время горения зелёного для автомобилистов. Это позволяет увеличить скорость транспортного потока, повысить эффективность эксплуатации транспортных средств, свести к минимуму задержки транспорта у перекрестков и тем самым уменьшить загрязнение воздушной среды выхлопными газами.
Скоростной режим на улицах, включенных в автоматизированную систему управления дорожным движением, рассчитан в среднем на 55 км/ч. Если водители города будут соблюдать данный скоростной режим, они попадут в так называемую «Зеленую волну», то есть водителям не придётся стоять на светофорах, и на их пути всегда будет гореть зеленый свет.
А для более плодотворной работы в августе 2006 года было заключено соглашение между администрацией города и СМЭУ УВД Липецкой области.
Чтобы опровергнуть мнение скептиков, считающих проделанную работу никому ненужной, управлением экологии администрации г. Липецка совместно с ТУ Роспотребнадзора по Липецкой области для оценки эффективности работы в г. Липецке АСУДД «Зеленая волна» проведены исследования.
Объектом исследования стало состояние атмосферного воздуха на двух перекрестках города: пр. Победы – ул. Ю. Натуралистов и ул. Водопьянова – ул. Папина. Замеры проводились три раза в день 28, 29.06 и 04, 05.07. Отработанные газы автомобиля содержат более 200 ингредиентов, мы взяли для исследования 4, вносящие наибольший вклад в загрязнение воздуха: оксиды углерода и азота, формальдегид и акролеин. При этом систему включали и выключали.
В ходе проведенной работы установлено, что в результате работы «Зеленой волны» наблюдается снижение выбросов от автотранспорта свыше 20%, например, на перекрестке пр. Победы – ул. Ю.Натуралистов снижение составило 20 - 30%, на перекрестке ул. Водопьянова – ул. Папина – 20 - 50%.
В 2008 году в планах администрации города ввод четвертой очереди АСУДД, которая закольцует все основные магистрали, входящие в АСУДД, что в свою очередь позволит сократить задержку транспортных средств на перекрестках и уменьшит загазованность окружающей среды на смежных перекрестках, то есть на перекрестках, не вошедших пока в данную систему. В Липецке осталось 16 таких перекрестков. Сегодня они играют роль связующего звена для магистралей, работающих в режиме «Зеленая волна», и увеличивают количество остановок транспорта.
Внедрение 4 очереди АСУДД позволит решить и множество других проблем на липецких дорогах. Во-первых, система позволит автоматически управлять транспортным потоком в зависимости от его интенсивности в течение суток недели.
Качество управления перекрестками зависит от соответствия программы координации (ПК) реальной транспортной ситуации на дорогах. Интенсивность движения, как правило, изменяется в течение суток, поэтому возникает необходимость учета этих различий путем формирования библиотеки ПК. В результате, выбрав нужную программу из библиотеки ПК, в определенный момент времени мы сможем равномерно распределить время проезда автотранспорта на перекрестках.
Во-вторых, в транспортной сети города существуют «проблемные» перекрестки: ул. Космонавтов – ул. Циолковского, ул. Космонавтов – ул. Терешковой, ул. Гагарина – ул. Циолковского (КТЗ), ул. Гагарина – ул. Интернациональная, требующие серьезной реконструкции. Из-за большой загруженности транспортными средствами этих участков нет возможности проезда указанных перекрестков даже за три времени светофорного цикла. Поэтому требуется комплексный анализ светофорных объектов вплоть до частичной замены светофорного оборудования. Для эффективного управления транспортными потоками на указанных участках требуется расчет и настройка не менее 5 режимов управления, что и позволит сделать введение 4-ой очереди АСУДД.
В рамках дальнейшего развития системы «ЭКО» на этих перекрестках предусматривается установка дополнительных газоанализаторов, измеряющих концентрацию газов на автомагистралях города. Для их связи с управлением экологии предлагается использовать маломощные радиомодемы, без прокладки линий связи, что намного удешевляет АСУДД. Центр сбора и обработки информации с датчиков предлагается разместить в управлении экологии, минуя центральный управляющий пункт в ГУ СМЭУ УВД Липецкой области.
В программе работ предусмотрена разработка программного обеспечения, позволяющего систематизировать поступающую информацию с газоанализаторов и представлять отчеты в специальных формах (по согласованию с управлением экологии).
Установка четвёртой очереди АСУДД планируется уже к лету. Конкурс организаций на право установки этой системы уже прошёл и победитель определён. Предполагаемая стоимость работ по внедрению четвертой очереди АСУДД – 3 млн. рублей.
Однако, как говорят в городском управлении экологии, проблема загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом требует пристального внимания и комплексного решения муниципальных служб города. Для исключения заторов на автодорогах города необходимо углубление, а в некоторых случаях, создание заездных карманов на остановках пассажирского транспорта. А для информирования автолюбителей на всех центральных магистралях города возможна установка информационных табло с рекомендуемой скоростью для безопасного и с минимальным количеством остановок движения.