Константин Серебров. «Мистический андеграунд»
Слегка завуалированный под художественную литературу репортаж из подпольной советской эзотерической вселенной, где богемная жизнь и духовные поиски слились в одно, а алхимия души стала и целью, и средством.
Лучшим эпиграфом к этой книге была бы цитата из другого произведения, но написанного, кстати, примерно в то же время (хоть и не про то же время). Из романа «Поколение П» великого и ужасного Виктора Олеговича Пелевина:
«Татарский... смотрел на Гиреева. Тот в своей диковатой одежде казался последним осколком погибшей вселенной – не советской, потому что в ней не было бродячих тибетских астрологов, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним. И её было жалко, потому что многое, что когда-то нравилось Татарскому и трогало его душу, приходило из этой параллельной вселенной, с которой, как все были уверены, ничего никогда не может случиться. А произошло с ней примерно то же самое, что и с советской вечностью, и так же незаметно».
Серебров издал «Мистический андерграунд» (16+), вторую часть дилогии, начатой повестью «Один шаг в зазеркалье», в 2002-м году, однако речь в книге идёт о совсем другом периоде отечественной истории – первой половине восьмидесятых годов двадцатого века. И тогда, на пике застоя, продолжала существовать та самая «параллельная вселенная» непризнанных советских и одновременно антисоветских художников, писателей, музыкантов... И не просто существовать, а развиваться - бурно, хоть и незаметно для большинства.
В период горбачёвской перестройки советский андеграунд вышел на поверхность, а в эпоху новой демократической России – растворился в небытии. Кто-то из его «соучастников» перешёл из разряда «непризнанных» в разряд «признанных», кто-то занялся бизнесом, многие эмигрировали или скончались. Так или иначе, «подполье» вытащили из подполья – и оно перестало быть «подпольем».
Были в этом подполье, кроме самых разнообразных творцов в разных видах и жанрах искусства, и совсем экзотические обитатели – назовём их, по сложившейся традиции, «эзотериками». Их, прежде всего, интересовало не творчество, а Творец, не искусство, а Истина. К Творцу и Истине они зачастую шли специфическими путями – время и место, конечно, накладывало свои отпечатки.
Тем не менее, в «мистическом андеграунде» СССР тоже водились разнообразные гуру, йоги, члены тайных духовных орденов, последователи всевозможных экзотических околорелигиозных учений... Одним из таких эзотериков как раз был Константин Серебров – молодой житель Кишинёва, приехавший в Москву в качестве ученика известного мистика Владимира Григорьевича Степанова (Джи).
Владимир Григорьевич Степанов (Джи)
Фото: vk.com/event159843695
В основном, книга Сереброва описывает жизнь именно московского эзотерического «подполья» тех лет. Среди персонажей (все они заботливо, но узнаваемо укрыты под псевдонимами) попадаются довольно известные люди. Например, поэт, философ, литературовед Евгений Головин, оставивший яркий след не в одной судьбе, Александр Дугин, будущий идеолог Евразийского движения, Гейдар Джемаль, будущий председатель Исламского комитета России... Немало места в книге уделено и «прекрасным дамам» андеграунда – в том числе Ларисе Пятницкой, одной из «заслуженных мистических муз» подпольной Москвы.
В то же время Серебров описывает не столько околобогемное существование, сколько духовные практики. Просто в его книге первое и второе сливаются в одно целое. Кажется, что жизнь «между небом и землёй», которую вели «подпольные люди», сама по себе выводила их из подворотен и коммуналок к Творцу и Истине. Как правило, «подпольщики» не могли похвастаться ни большими должностями, ни большими зарплатами.
Скажем, сам Степанов, как и ряд его учеников, долгое время трудились в качестве технических работников, сопровождавших первый советский джаз-роковый коллектив «Арсенал». Хотя их знания и опыт, конечно, были достойны гораздо лучшего применения. Вот только они сами решили распорядиться своими ресурсами по-другому...
В общем-то, «Андеграунд» - это книга об алхимии (кстати, это слово постоянно всплывает на её страницах). Только не о той, которая превращает булыжники в золото – об этой стороне жизни «подпольщики» не особенно заботились. Их интересовала алхимия духовная, то есть, в конечном итоге, необъяснимое превращение душевных нечистот, лежащих на дне человеческого сознания мёртвым (или полумёртвым) грузом, в Любовь, столь же божественную, сколь и земную, присутствующую именно здесь и сейчас. Трансформация эгоизма в Любовь.
Получилось ли у них «доплыть до берега» вопреки всему? Пусть каждый читатель этой книги ответит себе на этот вопрос самостоятельно.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить