Пешеходы обязаны светиться
ТранспортВозможно и от счастья, но лучше фликерами.
Теплым осенним вечером Олег и Настя возвращались домой из художественной школы. Дорогу переходили по пешеходке, но их сбила машина. К счастью, остались живы, но нанесен непоправимый ущерб. Водитель клялся, что не видел ребят, но какое это теперь имеет значение. Уголовное дело, компенсация вреда... разве они вернут здоровье? Таких историй ежегодно в России несколько десятков тысяч.
В правила дорожного движения Российской Федерации предлагают внести новые требования к движению пешеходов: "в целях повышения видимости пешеходов в темное время суток предлагается предусмотреть требование об обязательном применении светоотражающих элементов при движении по проезжей части". (В данный момент это лишь рекомендовано).
Об обязательном ношении светоотражающих элементов уже давно говорят активисты, соглашаются "хранители" дорог, но обычные граждане с сомнением и без интереса слушают эти предложения. Что такое катафоты? Зачем это нужно? Как закон в этой сфере работает в других странах? Обо всем по порядку.
Светоотражающие элементы
Катафоты – это материалы с особой поверхностью, которая вызывает эффект световозвращения. "Магические" микроскопические пирамидки отражают лучи автомобильных фар, фонарей и прочих источников, рождая сияние в ночи. Катафотные ткани или пленки называют фликерами. Для большей износоустойчивости материал обычно запаивают в прозрачную оболочку. Жилеты, подвески, брелоки, шевроны, наклейки, значки и браслеты.
– Выбор достаточно широк, но все эти элементы предназначены для одного – сделать участника дорожного движения как можно заметнее, тем самым обезопасив его передвижение по улице в условиях недостаточной видимости, – пояснила Инспектор по пропаганде ОБДПС ГИБДД УМВД России по Орловской области Инна Можарова.
Зачем пешеходам нужны фликеры
– Практика показывает, что вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители транспортных средств обнаруживают пешеходов, имеющих светововращающий элемент на одежде, сумке, рюкзаке со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без световозвращателя, – продолжила Инна Можарова.
С ближним светом фар видимость увеличивается с 50 метров до 100-150 метров, а при движении с дальним – до 400 метров. Это позволяет снизить риск наезда транспортного средства на пешехода до минимума. Многочисленные эксперименты показали, что наиболее эффективны светоотражатели бело-серого или ярко-лимонного цветов. (Площадь световозвращающего элемента должна быть не менее 15 квадратных сантиметров).
Как в Европе?
– В Финляндии уже с 1982 года действует закон об обязательном ношении светоотражателей за городом, а с 2003 года – и в населенных пунктах. Особое внимание финны уделяют наличию светоотражающих элементов на детской одежде. За невыполнение этого правила полагается крупный штраф. За последние несколько лет в Финляндии ни один ночной пешеход с отражателями на одежде не погиб на дороге. Конечно, этот результат достигается комплексом мер безопасности. Но благодаря опыту Финляндии, с начала этого десятилетия аналогичные изменения в законы внесли Швеция, Дания, страны Прибалтики и Белоруссия, – рассказала Инна Можарова.
Преступление без наказания
Примечательно, что пока нет разговора о штрафах за несоблюдение предполагаемых новых обязанностей. Сначала должны быть приняты поправки, а уже потом стоит говорить о наказании. Например, в Белоруссии для пешеходов без фликеров предусмотрены штрафы в размере 400 русских рублей. А самый простой светоотражающий значок стоит около 50 рублей.
Мы поговорили с пешеходами и автолюбителями. Как они относятся к "светлой" инициативе?
Руководитель общественного движения Без Ям Орловщина Евгений Косогов:
– Фликеры нужны. Мы как раз этим и занимаемся, раздавая их в школах и социальных учреждениях. Считаю, что все дети и люди пенсионного возраста должны носить светоотражающие фликеры, так как часто сбивают именно их. Но если обязанность не закрепить в законе, мало кто их будет носить! Уверен со временем общество поймет необходимость фликеров, так как они повышают нашу безопасность. От блестящего значка порой зависит жизнь.
Анастасия Кузнецова из Брянска:
– Инициатива хорошая, но заставить в нашей стране всех поголовно купить фликеры бесполезно. Следовательно, их введут, но это всё незначительно уменьшит безопасность пешеходов. Тех же пьяных водителей за рулём никто не отменял – как сбивали так и будут сбивать, независимо от того есть фликер у пешехода, или нет. Светоотражающие элементы должны стоить недорого, чтобы каждый мог их себе позволить. Я считаю, что фликеры должны быть обязательны для детей и раздаваться в детских садах и школах. Но наказывать пешеходов без фликеров штрафом, на мой взгляд, недопустимо. Во-первых, собственная безопасность – это личное дело каждого. Во-вторых, если пешеход переходит дорогу по правилам, то сознательные водители обязаны притормаживать и уступать место пешеходам. Ну а если переходит не по правилам (у нас много любителей выскакивать на дорогу в неположенных местах или на красный свет, а потом жаловаться, почему меня машина сбила), то тут уж никакой светоотражатель не поможет.
Ярослав, Курск:
– Меньше происшествий с пешеходами не будет. У меня в машине есть фары, которые я включаю во время движения на авто в темное время суток. Есть ближний и дальний свет. Если не нарушать скоростной режим, то водитель сможет увидеть пешехода. И как это должно выглядеть? Каждый пешеход должен иметь фликер. Покупая что-то из одежды их будут выдавать в нагрузку? Если эти изменения примут, то как штрафовать пешеходов? Сотрудники ГИБДД будут вечером подходить ко всем, кто идет по улице, и просить предъявить фликер? Тогда нужно, чтобы пешеходы, как водители, учились в специальных центрах, получали удостоверения на право быть пешеходами, сдавать экзамены. Непонятно. Кому в голову пришла такая инициатива, которую не реально воплотить.
Екатерина Емельянова, Тула:
– Считаю, что эта инициатива могла бы дать свои плоды в местах, где вечером плохо с освещением улиц: на некоторых участках трасс, в селах-деревнях, в темных спальных районах. Да и у самой не раз было: еду домой после 23:00, редкие фонари на дороге не дают хорошего освещения, видишь вдалеке нечеткие силуэты на обочине, а потом они срываются и перебегают дорогу прямо перед твоим носом. Аварий пока, слава Богу, не было, но все равно неприятно. А стоить фликеры должны совсем недорого, чтоб все категории граждан могли их себе позволить, а лучше вообще раздавать их бесплатно.
Сергей, Липецк:
– Вы знаете, сам буквально вчера чуть не сбил чувака одного. Думаю, что данная поправка произвела бы положительный эффект, так как среди пешеходов много ответственных граждан, которые отнеслись бы к новому закону с пониманием. На мой взгляд, для принятия такого решения должно пройти какое-то время, чтобы достаточно проинформировать людей, подготовить их, поэтому сразу выписывать им штрафы за переход по пешеходу без фликера не стоит. Особенно хотелось бы привлечь к этому нововведению пенсионеров, зачастую для бабушек и дедушек вообще не имеет значения, где переходить дорогу.
Справка ИА vRossii.ru
В п.4.1 ПДД РФ указано: "При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств".