Диагностика двигателя, взгляд изнутри
ТранспортВы – владелец современного авто с инжекторным двигателем. Вам не нужно морозным утром «вытягивать подсос» перед пуском, а после долгой стоянки подкачивать вручную бензин в поплавковую камеру карбюратора.
Но вот электронный блок управления двигателем замечает выход сигнала одного из датчиков, и на панели приборов зажигается желтый силуэт двигателя или надпись «проверь двигатель». В большинстве автомастерских появились посты диагностики и специалисты, ей занимающиеся.В каких случаях необходима диагностика двигателя, что включает в себя это понятие, и почему зачастую выгоднее доверить свой автомобиль грамотному диагносту, нежели искать помощи у соседа по гаражу или спрашивать совета у друзей и сослуживцев?
Ответил на эти вопросы Олег Сизинцев, который на протяжении 25 лет является профессиональным авторемонтником. 12 лет директором и ведущим, сертифицированным диагностом «Специализированной мастерской по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей «Инжектор-СЕРВИС».
Итак, Вы – владелец современного авто с впрысковым (инжекторным) двигателем. Электронный блок управления двигателем (далее – ЭБУ), опираясь на сигналы целого набора датчиков, согласно своей программе, организует подачу необходимого количества топлива, устанавливает оптимальный угол опережения зажигания, обеспечивает поддержание желаемых оборотов холостого хода и многое другое. Когда вся система работает без сбоев, Вы радуетесь хорошей динамике автомобиля, минимальному расходу горючего и надёжному пуску двигателя в любую погоду. Но вот ЭБУ замечает выход сигнала одного из датчиков за пределы допустимого диапазона на протяжении определённого времени, и тут же на панели приборов зажигается желтый силуэт двигателя или надпись “CHECK ENGINE” (проверь двигатель), а в память контроллера заносится код обнаруженной неисправности. Катастрофы в данной ситуации нет, это ещё не повод срочно заглушить двигатель и вызывать эвакуатор.
– Это – наиболее очевидный повод навестить диагноста. На первый взгляд, задача мастера в таком случае проста – считать сканером занесённый код и заменить узел, на который «пожаловалась» система управления. Именно так зачастую поступают владельцы отечественных инжекторных автомобилей, установившие на них бортовые компьютеры с функцией считывания кодов неисправности, рассчитывая самостоятельно ремонтировать любимое авто. Но почти всегда, напрасно покупают новую запчасть, – предупреждает Олег.
Пример из практики. На автомобиле ВАЗ с контроллером «Январь-5.1» зажигается контрольная лампа, бортовой компьютер считывает код 0335 – «Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала», хозяин машины с чувством самоудовлетворения и гордости едет за новым, меняет его, снимает клемму АКБ обесточивая контроллер для удаления из памяти кода неисправности, и… после очередного запуска получает тот же самый код! Повторив процедуру с заменой датчика несколько раз, иногда доказывая в магазине, что детали бракованные, портя себе и продавцам нервы, человек, наконец приезжает в мастерскую на диагностику и сильно удивляется, узнав, что замене на самом деле подлежит деталь далеко находящаяся в стороне и на первый взгляд не имеющая к данному коду неисправности ни какого отношения!!!
В действительности, контроллеры этого поколения безошибочно диагностируют только неисправности датчиков температуры, скорости и положения дроссельной заслонки, а также цепей ряда исполнительных (управляемых) элементов системы впрыска: форсунок, клапана адсорбера, нагревателя датчика кислорода и т.д. Подобным случаям нет числа, и почти всегда попытки заняться самолечением приводят к ненужной трате времени и денег. Первая рекомендация автолюбителям: при появлении на панели приборов символа «Проверь Двигатель», обратитесь к специалистам. Особенно - если Вы не уверены в собственной квалификации.
– Когда владельца не устраивает поведение его автомобиля (есть проблемы с пуском, возникают рывки и провалы на разгоне, наблюдается повышенный расход топлива), но лампа «Проверь Двигатель» не зажигается – контроллер неисправности «не видит». Но машина-то не обладает былой, памятной динамикой, да и расход топлива увеличился, что делать? Здесь задача диагноста – на основе анализа полученных с помощью сканера данных, а также проверив системы топливоподачи и зажигания, механической части двигателя, найти причину неисправности. Эта работа требует от специалиста большого опыта и высокой квалификации не только в области электроники, но и механики, он обязан на «отлично» знать мотор изнутри, - говорит Олег. – Часто бывает, что неопытный диагност, не обнаружив кодов неисправностей в памяти контроллера, говорит клиенту «у Вас всё хорошо», тот оплачивает «проведённую» диагностику и остаётся один на один со своими нерешёнными проблемами.
Если вы оказались в подобной ситуации, выходов два. Первый – отказаться от оплаты услуги, мотивируя тем, что диагност со своей задачей не справился. Все ссылки на потраченное время и приложенные усилия игнорируйте. Если при этом возникает скандал или возможны нежелательные юридические последствия, придётся пойти по второму варианту - услугу оплатить, но навсегда забыть дорогу на этот сервис и попытаться создать ему негативную репутацию, хотя бы в кругу своих знакомых. Поверьте, в этом бизнесе потерять доброе имя гораздо проще, чем его заработать, и в условиях жёсткой конкуренции потеря имиджа обернётся для такой мастерской солидными убытками. Диагностика считается выполненной, если по её итогам Вы точно знаете, ЧТО неисправно, и КАК это лечится. Это условие желательно оговорить с исполнителем ещё до начала работ.
– Нередки случаи, когда диагност обнаруживает механическую неисправность двигателя, например, прогоревший клапан или смещённые фазы газораспределения. Иногда также случается, что «виновниками» проблемы оказываются элементы электрооборудования. Очень желательно, чтобы в той же мастерской оказались специалисты, способные устранить такого рода неполадки, и вы были бы избавлены от необходимости ездить на неисправном авто с сервиса на сервис. Кроме того, после устранения «непрофильной» поломки грамотный диагност просканирует ваш автомобиль повторно, дабы убедиться в его полной исправности. Выбирайте автомастерскую, укомплектованную штатом автомехаников и грамотным автоэлектриком, – советует Олег Сизинцев.
Итак, диагност выполнил свою задачу – неисправность локализована. Теперь вам решать, устранять её на месте силами работников того же сервиса, сделать это в другой мастерской, или в собственном гараже своими силами. В любом случае, заранее оговорите с диагностом длительность гарантийного периода, в течение которого вы сможете предъявить претензии по качеству проделанных работ, либо подъехать для контрольной проверки после устранения найденных неполадок.
Владельцы современных иномарок после визита на диагностику иногда сталкиваются с необходимостью приобретения весьма дорогостоящих запчастей. Например, цена топливного насоса высокого давления на автомобиль с непосредственным впрыском топлива может превысить 1000 вечнозелёных условных единиц. Вынося подобный вердикт, мастер должен быть «на все сто» уверен в его правильности, и сознавать, что подобная ошибка в лучшем случае будет стоить ему репутации, в худшем – ненужную новую деталь придётся у владельца выкупить. Если специалисты мастерской именно таким образом гарантируют качество своей работы, вы можете быть уверены в профессионализме и качестве ремонта.